среда, 12 ноября 2014 г.

Консультации для родителей.

«Агрессивный ребенок


Работа с агрессивным ребёнком. Как работать с агрессивным ребёнком? Если ребёнок агрессивен, что делать родителям?
На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.
Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.
Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:
физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;
вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.
Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.
Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.
Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.
Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.
В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.
Как можно помочь агрессивному малышу
• Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
• Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).
• Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).
• Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.
• Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».
• Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.
• Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
• Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.
• Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.
Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.
Словесная агрессия в детском возрасте
Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.
Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.
• Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.
• Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).
• Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).
• Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).
• Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).
• Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).
• Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).
• Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).
• Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.
К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).
Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.
• Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.
• Переключение внимания. Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:
«Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем». Или в ответ на грубость поделиться с ребенком новой, интересной для него информацией, показывая, что вы понимаете его состояние: «Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».
• Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).
• Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.
Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!
• Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»
• Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»
• Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».
• Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).
• Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.
• Прямое порицание. Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),
• «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

• «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

                                                  



Знают ли ваши  дети!


********************************************************************************************************







                                           


Почему дети бывают упрямыми и капризными?

1.    Родители детям слишком много запрещают.
2.    Родители постоянно заняты собственными делами.
3.    Дети не «видят» непосредственного (ближайшего) результата той деятельности, которая им навязывается взрослыми.
4.    Дома, в отличие от детского коллектива, не с кем соревноваться в том, чтобы «быть хорошим», родители «и так любят», а плохим быть легче – не надо стараться.
5.    Родители относятся к детям, как начальники к подчиненным (Я – начальник, ты –  …)
6.    Родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей детей.
7.    Родители слишком категоричны и бескомпромиссны.
8.    Родителям безразличны интересы детей.
9.    Родители говорят на «взрослом языке», непонятном для детей.
10.                       Родители забыли, какими они были сами в детстве.
11.                       Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того, что его не понимают и это внешне выглядит, как каприз.
12.                       Ребенок нездоров, устал, голоден или не выспался.
13.                       У ребенка плохое настроение.
14.                       Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.
15.                       Ребенку «выгодно» быть капризным, «больным», потому что в этот момент на него обращают внимание, тогда как его «взрослое», «должное» поведение (требующее усилий), не подкрепляется вниманием.
16.                       Ребенок «забыл» или не уяснил, «кто в доме хозяин» и считает, что он – «пуп земли».
17.                       Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения-инструкции.
18.                       Родители часто торопят, подгоняют детей или начинают делать за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.
19.                       Слишком мало времени для «чистого» общения с ребенком.
20.                       Когда ребенку интересно то или иное дело (стирка, глажка, приготовление пищи и т.д.), родители останавливают его из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом (в более старшем возрасте) требуют от него помощи по дому.
21.                       Ребенок отказывается от выполнения того или иного дела из-за боязни ошибиться, не справиться, а не из-за строптивого характера.
22.                       Родители не интересуются мнением ребенка, а свое считают единственно верным.
23.                       Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни, не интересуясь, подходит ли это ребенку.
24.                       Капризы – способ «показать характер», добиться своего, самоутвердиться, выбраться из «пеленок» родительской гиперопеки.
25.                       Капризы- лучший способ уклониться от выполнения обязанностей, поручений.
26.                       Родители требуют убрать «игрушки», когда ребенок еще не «доиграл»
27.                       Родители регламентируют жизнь ребенка, исходя из соображений собственного удобства и спокойствия.
28.                       Среди родителей нет единства в подходе к воспитанию ребенка.
29.                       Родители непоследовательны – сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
30.                       Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умственных и физических возможностей, «психологического возраста».
31.                        Отношение к разновозрастным детям разнится только в смысле обязанностей, тогда как старший имеет право на большие права и привилегии.
32.                       Родители не держат слова, не выполняют обещанного.
33.                       Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, мужества, умелости ребенка.
                                       






 


Картинки по безопасности жизнедеятельности детей – легкий и наглядный способ обучения



Прогулки по крыше опасны, лучше гулять во дворе. Ведь люди это ж не птицы, летать не умеют совсем.




Стройка – опасное место. Детям заходить на территорию стройки без разрешения взрослых и без защитных средств категорически воспрещается.




Картинка про тонкий речной лёд и его опасность
Лёд может только выглядеть крепким, а ступишь на него, и он начнет трещать под ногами. Дети, не переходите реку по льду, пользуйтесь мостами.



Запускай салют со взрослыми. Никогда не стой возле зажженного салюта или петарды, она может выстрелить в любой момент и попасть в тебя.







Притча о нашей материнской любви


Художник Frederick Morgan
Как-то раз одну многодетную мать спросили, кого из сыновей она любит больше. И она, улыбаясь ответила:
Послушайте сердце матери: 
Мой любимый сын, которому я отдаю душу и сердце.

Тот, кто заболел до тех пор, пока не выздоровеет.

Тот, кто в пути, пока не вернется домой

Тот, кто устал, пока не отдохнет.

Тот, кто голоден, пока не насытится.

Тот, у кого жажда, пока не напьется.

Тот, кто учится, пока не выучится.

Тот, кто обнажен, пока не оденется.

Тот, кто безработный, пока не найдет работу.

Тот, кто в женихах, пока не женится.

Тот, кто отец, пока не вырастит.

Тот, кто пообещал, пока не выполнит.

Тот, кто должен, пока не заплатит.

Тот, кто плачет, пока не перестанет.

И уже с печалью в голосе завершила:

Тот, кто меня оставил, пока не вернется.


        
 


                  ПАМЯТКА
          ПРАВИЛА   РИСОВАНИЯ
      КАРАНДАШАМИ И КРАСКАМИ                  
                          
                  





                                                                 
                                                                                                                                                                                                                  
                             Правила рисования карандашами:

1.      Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, не слишком близко к отточенному концу).
2.      Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку от линии, а при закрашивании слева направо – под  линией. Изображение линий не закрывается рукой, и они получаются прямыми.
3.      Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4.      Предметы треугольной, прямоугольной и квадратной формы нужно рисуют с  остановками на углах, чтобы облегчить переход к новому положению руки.
5.      Предметы округлой формы рисуют одним движением, без остановки.
6.      Закрашивают рисунок безотрывным движением карандаша  туда и обратно.
7.      Закрашивая рисунок,  штрихи кладут в одном направлении – сверху вниз, слева направо и по косой.
8.      Закрашивают рисунок, не заходя за контур нарисованного предмета, без просветов.
9.      Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: сильнее – чтобы закрасить ярче, слабее – чтобы закрасить светлее.
  


                                            Правила рисования красками:
1.      Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за «рубашечку» (железный наконечник), не сжимая сильно пальцами.
2.      Смачивая кисть в воде, отжимать лишнюю воду о край баночки.
3.      При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии.
4.      При рисовании широких линий кисть опирается на весь ворс и наконечник держится наклонно к бумаге.
5.      Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом.
6.      Линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной.
7.      Закрашивая рисунок кистью, линии накладывают рядом и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда и обратно, как карандашом).
8.      Каждую линию при рисовании и при закрашивании  проводят только один раз.

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!                                             

  

            Литература:
            О.А. Соломенникова «Радость    
             творчества» - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 







Как научить ребенка говорить слова вежливости



Как научить ребенка говорить слова вежливости
Почему большинство детей так редко сами говорят «пожалуйста» и «спасибо»? И почему родители так часто оказываются в следующей ситуации: одна мама уже собралась уходить из гостей и попросила свою трехлетнюю дочку сказать хозяевам «до свидания» и «спасибо». Девочка отвернулась и отказалась что-либо говорить, потому что на нее смотрели семь мам. Ее мама снова попросила ребенка сказать слова вежливости, но в результате ей пришлось прощаться самой, а на душе осталось чувство неловкости из-за поведения дочери. Нужно ли требовать от ребенка, чтобы он говорил  слова вежливости?
- Злата, что нужно говорить, когда просишь?
- Что нужно сказать дяде Сереже?
- Скажи волшебное слово.

Ребенок, к которому обращаются с такими вопросами, в ответ промямлит «пожалуйста» или «спасибо», а его родители останутся довольными. Правда, в следующий раз они с удивлением заметят, что ребенку снова нужно напоминать о словах вежливости. Когда малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» без напоминаний и принуждения, родители счастливы. Они гордятся хорошим воспитанием ребенка. Им нравится, что он вежлив и на людях и дома. Дети постоянно что-нибудь просят: «Хочу пить!», «Дай салфетку!», «Вытри мой ботинок!» Если к просьбе малыш прибавит волшебное «пожалуйста», родителям будет приятнее выполнять его просьбу.

На самом деле, когда дети отказываются говорить «пожалуйста» и «спасибо», они вовсе не хотят быть невежливыми. Есть несколько объяснений их поведения.
Во-первых, в возрасте 2-4 лет детям приходится слишком многому учиться, в том числе и правилам поведения в социальной среде. Ребенок, которому сказали, что у бабушки нужно говорить «спасибо» за кусок пирога, может не понять, что то же самое слово нужно говорить и в гостях у других людей. Хотя ребенок понимает, что ему дают, он не осознает, что в ответ нужно благодарить точно так же, как он благодарил бабушку.

Во-вторых, ребенок может стесняться говорить слова вежливости. В то время как одни дети поступают спонтанно, другие слишком застенчивы, особенно если на них направленно все внимание взрослых. Скромный ребенок может застесняться сказать «спасибо» или «пожалуйста» и расплакаться, если родители будут давить на него.

И, в-третьих, ребенок может быть слишком занят, чтобы вспомнить о том, что нужно сказать «спасибо», особенно если ему дали интересную игрушку или увлекательное задание. В этот период дети не думают о желаниях взрослых. И сказать то, что хотят слышать от него родители, придет ему в голову только в последнюю очередь.

Родители, которые постоянно напоминают детям о словах вежливости, лишь даром тратят время. Ребенок может понять их наставления так, что все его желания будут исполнены, если он скажет «волшебное» слово. К примеру, в магазине игрушек ребенок просит: «Пожалуйста, мамочка, пожалуйста. Купи мне эту игрушку!» Мама начнет объяснять, почему не может сейчас купить игрушку, а ребенок в недоумении скажет: «Но ведь я сказал «пожалуйста»!» Поскольку маме захочется как-то вознаградить вежливое поведение ребенка, ей трудно будет сказать ему «нет». А ребенок поймет все превратно: если говорить «пожалуйста», то иногда ты получишь то, что хочешь, а иногда нет.

Если ваш ребенок редко говорит слова вежливости, вы можете попробовать сделать следующее:
Проследите, когда он скажет «пожалуйста», и сразу же отреагируйте на это: «Мне понравилось, как ты попросил».
Если вы знаете, что ребенок стесняется говорить «спасибо», скажите «спасибо» за него. Вы оба почувствуете себя комфортно, а кроме того, покажете ребенку пример вежливости.
Если вам не нравится, как ребенок просит, скажите: «Когда ты просишь сок таким образом, мне не хочется тебе его наливать» или «Попроси по-другому». Такие фразы провоцируют ребенка сказать «пожалуйста» или сменить тон просьбы.

Кстати, тон голоса чрезвычайно важен. Ведь для взрослых, как правило, более важен тон, чем те же самые слова вежливости. К примеру, выполняя обычную просьбу ребенка («Застегни мне «молнию»), вам может не понравиться его приказной тон и вы точно так же грубо ответите ему: «А где «пожалуйста»?» Скорее всего, ребенок продолжит разговор в грубом тоне, имитируя вас. В результате вы разозлитесь еще больше. Поэтому постарайтесь ответить ребенку вежливо и спокойно, тогда он поймет, что от него требуют.

В конце концов, всегда сами говорите ребенку «пожалуйста» и «спасибо», когда просите его или когда благодарите. Согласитесь, ведь так часто мы просим детей что-то сделать, но при этом не прибавляем «пожалуйста». Когда ребенок слышит от вас слова вежливости, обращенные к нему и другим людям, он тоже начинает их употреблять.

Консультация для родителей
«Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития»

Этой проблемой давно занимаются психологи, педагоги такие как С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский. В своей работе используем пособия, рекомендации Р. Бунеев, А. Вахрушев, С. Гаврина, Е. Колесникова. Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно изложить свои мысли. Занимаясь с нашими детьми, пришли к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Используя картины, иллюстрации на занятиях и в свободное время, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных.
В распоряжении детей имеются крупные и мелкие «весёлые картинки», роль которых в развитии речи и мышления ребёнка огромна, а именно:
- картинки, на которых художники изображают несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого (Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их);
- картинки, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё (Покажи где их дом);
- картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета (Найди отличия);
- в индивидуальной работе мы предметные картинки, предназначенные на группировку предметов. Например, 3 гриба и корзинка – «Что лишнее»; автобус, трамвай, самолёт – «Что лишнее?»;
- картинки – загадки «Что изменилось» на сравнении.
Работая с детьми, всё более убеждаюсь, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться хороших результатов.
Картинки с последовательно развивающимся действием. Прежде всего, просим кого-то из детей выстроить картинки в правильной последовательности. Этим предоставляется возможность детям обсудить эту последовательность. Такой момент общения наиболее благоприятен для обработки таких речевых формул как: «Считаю, думаю, уверен, полагаю» объяснить свои действия.
После чего дети начинают припоминать и подсказывать, как можно в том, или ином случае обратиться к взрослому или сверстнику.
Утвердив последовательность, предлагаем ребёнку составить повествовательный рассказ по первой картинке. Заслушиваем рассказ. После выступления спрашиваем у детей, что ещё можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее, содержательнее. Затем предлагаем другому ребёнку составить рассказ по второй картинке и т.д. В заключение кто-то из детей составит рассказ по всем картинкам темы.
Таким образом, с помощью наглядного материала, а именно картин, иллюстраций у детей развивается монологическая речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли, что является основной задачей развития речи.


Что такое окклюзия и для чего она нужна.
Памятка родителям

С каждым годом детей, имеющих различные патологии зрения, становится всё больше и больше. Одними из наиболее часто встречаемых диагнозов являются амблиопия (функциональное понижение остроты зрения) и косоглазие.
Одним из методов лечения амблиопии и косоглазия является окклюзия, т.е. закрывание или «выключение» одного глаза при помощи окклюдора. Как правило, при амблиопии ребёнку рекомендуется носить окклюзию определённое количество часов или только при зрительной нагрузке, например, на занятиях в детском саду. При амблиопии окклюдор закрывает здоровый (или наиболее здоровый) глаз, тем самым, заставляя работать глаз, имеющий пониженную остроту зрения. Чем ниже острота, тем дольше по времени ребёнок должен использовать окклюдор. При косоглазии окклюдор используется весь день. Это необходимо для того, чтобы мозг привык получать правильную зрительную «картинку» окружающего, а не искажённую.
Окклюдоры бывают нескольких видов. Их можно найти в аптеках и салонах оптики вашего города.
1. Окклюдор в виде наклейки (заклейка). Этот вид окклюдора очень удобен, если ребёнку необходимо весь день его носить. Сейчас такие «заклейки» выпускаются специально для детей – ярких расцветок и с различными изображениями. Но можно подобрать и окклюдор телесного цвета. Он менее заметен и не так бросается в глаза. Главное, чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта. Если вы заметили ярко выраженное покраснение или шелушение вокруг глаза, тогда вам стоит отказаться от этого вида окклюдора.
2. Окклюдор в виде кармашка из ткани (наиболее часто встречаемый цвет – синий). Он надевается через душку, закрывая одно из очковых линз. Этот вид окклюдора удобен, если глаз у ребёнка должен находиться в изоляции не целый день. Окклюдор удобен тем, что он сделан из ткани. Поэтому его можно стирать и использовать многократно.
3. Пластиковый окклюдор.Он крепится на присоске к одной из очковых линз. Рекомендации по его использованию и назначение, такие же, как и у окклюдора из ткани.
Как Вы видите, есть различные виды окклюдоров. Нужно лишь выбрать тот, который наиболее удобен и подходит именно вашему ребёнку. Будьте здоровы!
10 шагов навстречу 
по материалам : http://marimama.ru/forum/143-122-1

1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить. 

2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком. 

Только не лгите! 




3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть бязательным, дает ему понять, что вы его уважаете. 

4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно(!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты 
нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите. 

5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся. 

6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло. 

7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет 

право на собственное мнение, и это мнение учитывается. 

8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать. 

9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой. 

10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. 

Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело! 



                                                                                Януш Корчак 



10 заповедей для родителей 

по материалам http://marimama.ru/forum/143-122-1
 

 

 

 

 

 

 



Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя.

Луиза Хей

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.                                                                                    Эрнст Легуве

Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество.

Роберт Орбен

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.

NN

С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.

Билл Вон

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Виктор Гюго



Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

Эрма Бомбек

Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

Пьер Буаст

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.

Надин де Ротшильд

Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
                                                          Неизвестная американка



     












Насекомые.        (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)

Родителям рекомендуется.
     В парке, в саду или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука.
     Рассказать о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.



Помочь ребенку составить рассказ о насекомом по плану:
1.   К какой группе относится.
2.   Части тела насекомого.
3.   Его окраска.
4.   Чем питается.
5.   Поведение насекомого.
6.   Как спасается от врагов.
7.   Польза от насекомого.

Предметный словарь.
Существительные: нектар, пыльца, жало, хоботок,  надкрылья, рой, улей, бактерия, вредители, санитар, скорость, паутина, муравейник, светлячок, мошка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.
Глаголы: ползать, прыгать, порхать, распускать, складывать, распластать (крылья), гудеть, пищать, садиться, прятаться, клевать.
Прилагательные: прозрачный, разноцветный, вредный – полезный, задний – передний, жесткий – мягкий, кровососущий.
Наречия: кувырком, беззвучно – громко, высоко – низко, далеко – близко, быстро – медленно, стремительно.

Дидактические игры.
Как передвигается?
Бабочка – порхает, муха – летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, муравьи –бегают,
Кто так двигается?
Летает – пчела, жук, муха
Ползает – червяк, гусеница,
Бегает –  муравей, таракан.
Назови части тела насекомого.
Крылья (у летающих насекомых), лапы, жало, туловище, хоботок.
У кого два крыла, у кого четыре.
У бабочек, пчел, жуков и стрекоз – по четыре крыла.
У мух и комаров – по два крыла.
Какой звук издают.
Комары – пищат, шмели – гудят, бабочки летают бесшумно, пчелы – жужжат., кузнечики – стрекочут.
Подбери признак.
Шмель (какой?)  – неуклюжий, толстый, мохнатый.
Муравей (какой?)  – быстрый,
Бабочка (какая?) – красивая,
Назови ласково:
Комар – комарик                                 Гусеница - гусеничка
Паук – паучок                                      пчела – пчелка
Кто лишний и почему:
Жук, бабочка, птенец   (птенец, так как он птица, а жук и бабочка –  насекомые)
Сосчитай до пяти:
Один майский жук, два майских жука, три….., пять майских жуков.
Один мохнатый шмель, ……
Одна изумрудная стрекоза, ……

Развитие мелкой моторики.
                                           Осы.
Осы любят сладкое,                             выставить средний палец, зажать
                  к сладкому летят.               его между указательным и
И укусят осы,                                       безымянным, вращать им в разные
                  если захотят.                       стороны.
                                                Жук.
Жук летит,                                            Пальчики в кулачок. Указательный
         жужжит, жужжит                        и мизинец разведены в стороны,
                    и усами шевелит.             Ребенок шевелит ими.
                                             Комарик.
Не кусай, комарик злой!                     Сжать кулачок, указательный
Я уже бегу домой.                                палец впереди «хоботок». Мизинец
                                                               и большой пальцы, расслабив
                                                                               опустить вниз – «лапки».
                                             Пчелы.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам         Указательный и средний
И в каждую входят с проверкою                 пальцы «ходят», «летают» 
                                               - Что там?        по сотам на ударные слоги.
Хватит ли меда нам всем до весны,          (Соты: нарисованы на бумаге, выложенные
Чтобы не снились голодные сны?          крышки от гуаши на столе,                                          перевернутая пельменница).
Мимические упражнения.
          Выразить состояние боли: вас укусила оса, пчела, комар.
          Выразить состояние удивления – какая красивая стрекоза пролетела мимо, какую красивую паутину с капельками, как бусинками оставил после дождя  паук.
          Выразить свое состояние в ситуациях: у вас над ухом звенит комар, гусеница грызет красивый лист, муравьи строят муравейник.

Упражнения для губ и щек.
          «Толстячки – худышки» (попеременно надуваем щеки) изобразить худого комара и толстую пчелу.
          «Вкусный нектар». Показать как пчела сосет хоботком нектар с цветов.
          «Сердитая гусеница» - оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.                                                                    
                                                                                 
Упражнения для языка.
          Жало  у осы. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми).
          Муравьи вылезают из муравейника. Губы в улыбке, широкий язык медленно протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке – это тропинки, которые прокладывают муравьи из своего домика.       
          Мелькают крылышки стрекозы. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.

Развитие речевого дыхания и голоса.
          Бабочка нюхает цветы. Вдох через нос, выдох ртом.
          Укусил комарик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой – ой – ой – ой!», а затем предложение: «Ой, ой, ой болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!»
          Кто как голос подает: шмели – гудят басом «У –у-ууууу», пчелы – жужжат « Ж- ж –жжжж», комары – пищат «З-з-зззззз», стрекозы – трещат «Тыр-тыр- тырррррр».

Развитие слухового внимания.
Кузнечик играет на бубне. (развитие чувства ритма)
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
- Давай поиграем с кузнечиком. Слушай внимательно, как он стучит в бубен, и повторяй. (хлопай в ладоши или стучи кулачком по столу)
(примеры ритмов:  - - * * ;  - * * - ;  * * - - ;  - * * *:где * удар, - пауза).
Прожорливый жук (развитие фонематического анализа и синтеза).
В лесу завелся прожорливый жук, он съел последние звуки всех слов. Теперь насекомые не могут разговаривать, потому что не понимают друг друга. Давай им поможем, подберем к словам недостающие звуки.
Детям раздаются карточки с буквами, и предлагается поиграть: Я буду произносить слова без последнего звука, а ты поднимай подходящую букву и говори слово полностью. Примеры слов: жу(к), чуло(к), щено(к), замо(к), вени(к), су(п), сно(п), сала(т),   паке(т), букет, мос(т), бан(т), зон(т). (можно использовать вспомогательные картинки).
                                                                                                                                                                      
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
А он взял и улет
                                                                                               Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
В городочке, у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снует и хлопочет.
Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется.
  (,бабочка, пчела, муравьи, гусеница)
Прочитайте детям.
                                            Ивовый пир.
     Зацвела ива. Пальцем тронешь ее – пожелтеет палец.  Понюхаешь – мед! Спешат гости на пир!
     Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
     Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.
     Комарики прилетели: ножки горсточкой, крыльями мельтешат. Жуки какие – то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки – крылья распластали.
     Все бегут и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.
                                                                         (по Н.Сладкову)
                                                                                                                                                                  
Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий